1) Найти готовый или похожий ответ, придуманный ранее другими, спросить других возможно они уже знают ответ.
2) Спросить других, пускай думают.
3) Придумать, сообразить самому.
4) Вместе подумать.
Методы познания мира: эмпирический
Эмпирические методы познания
Этот способ познания мира основан на чувствах. У человека пять главных чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. В каждом чувстве различают основные элементы.
В зрении это семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В мире звуков (слух) — семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (у китайцев — пять).
В мире запахов (обоняние) — семь основных запахов: эфира, камфары, мускуса, цветочный, мяты, удушливый и гнилостный.
Восприятие всех вкусовых ощущений сводится к комбинации четырех основных: соленого, сладкого, горького и кислого
Осязания подразделяются на ощущения прикосновения и давления — это тактильная чувствительность; тепла и холода; боли и других смешанных ощущений.
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
1. наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
2. эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
3. измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
4. сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, так как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.
Методы познания мира: теоретический
Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
1. Узнавание(восприятие) признаков, свойств — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
2. Обобщение и классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
3. Формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
4. Предположения и гипотезы, создание теории (моделирование) — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
5. Разработка объяснений явлений с использованием теории;
6. идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).
Приёмы познания:
1. Диалектический — (инь-янь, белое-чёрное, медаль всегда о двух сторонах) раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве
2. Абстрагирование(отстранение) — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны, рассмотрение объекта в покое, статике, вне связи с другими объектами (помещение объекта в вакуум);
3. Вложение — вложение одного в другое или другого в третье, перемещение объекта из одной среды в другую с целью узнать его реакцию, модели поведения (помещение объекта в другую среду)
4. Аналогия (метафизический) — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;(взять похожий объект, процесс, тип связи и сравнить их свойства с исследуемым объектом, процессом, связью)
Смысл познания:
Следствия(результат действий): а) для развития теории; б) практического применения в технике, экономике, медицине… в) предсказания других явлений г)увеличения самостоятельности, мира(не насилия), осознанности… д) увеличения счастья, радости