СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ МИРА

35_28

1) Найти готовый или похожий ответ, придуманный ранее другими, спросить других возможно они уже знают ответ.
2) Спросить других, пускай думают.
3) Придумать, сообразить самому.
4) Вместе подумать.

Методы познания мира: эмпирический

Эмпирические методы познания
Этот способ познания мира основан на чувствах. У человека пять главных чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. В каждом чувстве различают основные элементы.
В зрении это семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В мире звуков (слух) — семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (у китайцев — пять).
В мире запахов (обоняние) — семь основных запахов: эфира, камфары, мускуса, цветочный, мяты, удушливый и гнилостный.
Восприятие всех вкусовых ощущений сводится к комбинации четырех основных: соленого, сладкого, горького и кислого
Осязания подразделяются на ощущения прикосновения и давления — это тактильная чувствительность; тепла и холода; боли и других смешанных ощущений.

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
1. наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
2. эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
3. измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
4. сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, так как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

Методы познания мира: теоретический
Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
1. Узнавание(восприятие) признаков, свойств — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
2. Обобщение и классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
3. Формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
4. Предположения и гипотезы, создание теории (моделирование) — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
5. Разработка объяснений явлений с использованием теории;
6. идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Приёмы познания:
1. Диалектический — (инь-янь, белое-чёрное, медаль всегда о двух сторонах) раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве
2. Абстрагирование(отстранение) — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны, рассмотрение объекта в покое, статике, вне связи с другими объектами (помещение объекта в вакуум);
3. Вложение — вложение одного в другое или другого в третье, перемещение объекта из одной среды в другую с целью узнать его реакцию, модели поведения (помещение объекта в другую среду)
4. Аналогия (метафизический) — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;(взять похожий объект, процесс, тип связи и сравнить их свойства с исследуемым объектом, процессом, связью)

Смысл познания:
Следствия(результат действий): а) для развития теории; б) практического применения в технике, экономике, медицине… в) предсказания других явлений г)увеличения самостоятельности, мира(не насилия), осознанности… д) увеличения счастья, радости

Комментарии: нет ответов

Присоединяйтесь: Оставьте ваш комментарий